Версия для слабовидящих:
официальный сайт ЗАТО - поселок Михайловский
Погода





Сегодня мы рассмотрим основные направления профилактики происшествий на производстве и пути их решения в условиях реального производства.
В условиях развития и становления промышленности, освоения новых технологий и видов деятельности роль управленческого воздействия, технико-технологического сопровождения, нормирования, регулирования и системного контроля проводимых мероприятий, приобретает определяющее значение на всех этапах их осуществления.
Элементы управленческого воздействия особенно ощутимы в производствах или видах работ с преобладающим числом вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, так называемых работ повышенной опасности. С внедрением современных технологий и освоением нового оборудования, приспособлений и инструментов все острее проявляются различные виды рисковых ситуаций и опасностей. Это предопределяет необходимость принятия адекватных организационных и технико-технологических решений.
Сегодня, как никогда ранее, возрастает роль организационных и технико-технологических мер воздействия, направленных на безусловное и четкое выполнение регламентированных государственными органами управления норм охраны труда, обусловленных заданными параметрами организации труда, особенностями его эргономических требований и требований безопасности. В условиях современного производства возникает необходимость адекватных мер профилактики, отвечающих изменившимся условиям и факторам производства.
 
Сохранение трудового потенциала и здоровья работников выступает приоритетным побудительным мотивом проведения предупредительных и профилактических мероприятий. В этой связи федеральные органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации регулярно анализируют, принимают и ратифицируют международные нормативные правовые акты сферы социально-трудовых отношений; систематически актуализируют принципы сохранения жизни и здоровья работников, обеспечения безопасности и предупреждения несчастных случаев и происшествий на производстве; обновляют действующие законодательные и подзаконные нормативные правовые акты в сфере безопасности и условий труда, обосновывая их организационно-технические, санитарно-эпидемиологические и эргономические параметры.
 
На этом фоне приоритет отдается конвенциям и рекомендациям Международной организации труда. Президент России Владимир ПУТИН неоднократно подчеркивал, что «Российская Федерация высоко оценивает деятельность МОТ — одной из наиболее авторитетных международных организаций, которая с момента своего создания последовательно претворяет в жизнь идеалы справедливого труда, отстаивает интересы работников, их право на достойные условия работы, безопасность на рабочих местах, адекватную социальную защиту» [1].
 
Основные направления государственной политики в сфере охраны и безопасности труда определены Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, рядом других федеральных законов и постановлениями Правительства Российской Федерации по данным вопросам.

Среди них основными являются:
— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья в процессе труда;
— государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
— расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установление компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при техническом уровне производства и организации трудовой деятельности.
Являясь основополагающей и надежной гарантией в защите интересов трудовых коллективов, Трудовой кодекс Российской Федерации систематически обновляется, его статьи по вопросам организации и охраны труда корректируются с учетом происходящих изменений в технике и технологии производственных процессов, что способствует активизации заложенных в нем потенциальных возможностей. Они обеспечивают стабильную организацию трудовых процессов, функций и трудовых прав, гарантий и компенсаций различных категорий работников, в том числе основанных на трехсторонних соглашениях в социально-трудовой сфере.
В последние годы с внедрением систем управления охраной труда, безопасностью и гигиеной труда в промышленно развитых странах на уровне предприятий, а также в результате расширения практики использования принципов выявления профессиональных рисков существенно возросла роль комплексной оценки проводимых мероприятий и состояния охраны труда. Особо следует подчеркнуть, что выполнение требований охраны труда достигается согласованной работой всего персонала.
Работодатель призван обеспечивать организацию комплекса мероприятий по безопасности и улучшению условий труда.
Вместе с ним каждый работник несет свою долю ответственности в области охраны труда. Наряду с гарантированными правами на работника возлагаются конкретные обязанности по соблюдению правил, норм и требований охраны труда. Повышение персональной ответственности за сохранение жизни и здоровья участников и организаторов производственных процессов в современных условиях должно быть осуществлено на всех уровнях управления.
Пришло время не только спросить с работодателя, как он организовал работу по охране труда, но и с каждого работника за то, как он относится к сохранению своего здоровья в процессе трудовой деятельности. Одной из первоочередных задач управленческих структур должна все шире становиться профилактика на основе информирования работников и работодателей вопросам передовой практики и приемам организации безопасного труда, в том числе с использованием современных оценочных индикаторов, которые, на наш взгляд, должны быть установлены органами исполнительной власти с учетом особенностей производственных и технологических процессов.
Планирование и осуществление деятельности в сфере безопасности труда должно сопровождаться мониторингом и оценкой их реальных достижений в каждой конкретной организации.

Состояние охраны труда, уровни статистических показателей травматизма и реальное положение дел с условиями труда в ряде организаций и производств побуждают искать оптимальные подходы устранения или снижения опасных /вредных факторов трудового процесса и производственной среды на работников.
Подобная практика позволяет эффективно оценивать состояние охраны труда, как на уровне отрасли, региона, так и отдельного предприятия. В этой связи значению оценочных показателей (индикаторов) безопасности и эффективности мер предупредительного и профилактического характера должно уделяться первостепенное внимание не только отечественными учеными, работающими в сфере охраны и безопасности труда, но и практическими работниками и специалистами службы охраны труда.
Отдельные производственные коллективы систематически расширяют профилактические меры воздействия в сфере безопасности труда на уровне конкретного предприятия, внедрили добровольные механизмы самооценки для управления профессиональными рисками.
Такая самооценка означает, что ответственность за состояние охраны труда разделяется между работодателем и работниками организации. В этот процесс активно вовлечены комитеты по безопасности и гигиене труда.
Преимуществом самооценок считается, что все заинтересованные стороны на предприятии могут активно сотрудничать друг с другом в целях обеспечения соответствующих нормативных правовых требований, улучшения единого понимания проблем и задач на конкретном рабочем месте, а также принятия мер, которые позволяют достичь желаемого результата.

Успешному решению возникающих проблем в сфере охраны труда конкретного предприятия или производства способствует разработка и принятие соответствующего локального акта, который формирует целевое достижение профилактических мероприятий, осуществляемых силами представителей коллектива в заранее установленные сроки, а также оценивать их согласно предусмотренным оценочным процедурам.
Таким образом, действующие на предприятии процедуры наблюдения, измерения и учета позволяют не только обеспечивать их выполнение, но и своевременно оценивать их результативность или эффективность.
Выбор показателей результативности и исполнения производится в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целями охраны труда.

Принимаются во внимание как качественные, так и количественные индикаторы, соответствующие потребностям организации. Выбранные показатели должны базироваться на идентифицированных рисках, принятых обязательствах, связанных с целями исследования процессов охраны труда. Они позволяют поддерживать эффективность деятельности организации в целом.
Одной из задач исследования, базирующегося на анализе ситуации и знаниях исследователя, является выбор индикаторов (показателей) оценки эффективности и результативности, достигаемых в ходе проведения исследования. В их основу могут быть положены как подходы, выработанные предыдущими исследователями, так и показатели, предложенные автором исследования в рамках проведенного изучения.
В ходе исследования на основе углубленного анализа, подготовлен перечень организационных мероприятий, которые свидетельствуют о том, что сегодня в Российской Федерации имеются законодательные и нормативные правовые акты по вопросам охраны труда, которые позволяют применять их в масштабе всей страны или его отдельных регионов.
 
В то же время многие проблемные вопросы, подлежащие реализации на уровне конкретных организаций, все еще не имеют завершенных методически проработанных рекомендаций и поэтому отдельные организационные мероприятия сферы охраны труда не получают должной поддержки и остаются нереализованными по различным причинам. Это обусловило необходимость отдельного рассмотрения данной проблемы.
 
Среди многих вопросов, требующих углубленного и системного изучения, особое место, на наш взгляд, занимают проблемы, связанные с формированием организационного и технико-технологического обеспечения охраны и безопасности труда. Расследование и документирование причин и обстоятельств травмирования, ухудшения состояния здоровья, заболеваний и несчастных случаев на производстве целесообразно направлять на выявление пробелов и недостатков в организации и управлении охраной труда.
 
К углубленному расследованию происшествий или аварийных ситуаций следует привлекать компетентных специалистов при обязательном участии работников или их представителей с целью выявления организационных или технико-технологических упущений. Это предполагает необходимость и целесообразность научно — методического и организационного сопровождения выявления причин и обстоятельств аварий, инцидентов и происшествий на предприятии в целом или на любом его производственном участке. Только углубленные и последовательные меры способны дать реальные результаты.
Технико-технологические и организационные подходы в сфере профилактики аварий, происшествий и инцидентов предстают центральным звеном на любом предприятии, особенно с преобладающим числом травмоопасного оборудования и сложно насыщенных технологий. По нашему мнению, необходимо, чтобы в современных условиях каждая организация разрабатывала и поддерживала оценку эффективности системы управления охраной труда, включая:
— количественные и качественные показатели (индикаторы) в соответствии с потребностями исследования;
— мониторинг степени достижения организацией своих целей в области охраны труда;
— предварительные показатели эффективности системы, используемые при мониторинге соответствия системы управления охраной труда, действующим критериям и требованиям применяемых законов и регламентов;
— результирующие показатели эффективности системы управления, используемые при мониторинге несчастных случаев, случаев ухудшения здоровья, происшествий (включая опасные происшествия) и других имеющихся свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда в организации;
— регистрацию данных и результатов мониторинга, достаточных для проведения анализа последующих корректирующих и предупреждающих действий.
Такая постановка проблемы на этапе развития и освоения производства в организациях России имеет достаточно обоснованное предложение во всей его полноте.
Во-первых, значительный ряд используемых в промышленности технологий существенно отстает от их аналогов в передовых странах мира.

Во-вторых, даже лучшие достижения отдельных отечественных коллективов, длительное время не получают должного развития в отраслевом аспекте.
В-третьих, специалисты и руководители отраслевых направлений в силу различных причин, прежде всего, организационного характера, не проявляют должной настойчивости и последовательности в их изучении и освоении.
В-четвертых, ослабление вертикали технологического управленческого воздействия проявляется как сдерживающий фактор развития многих жизненно важных технологий, производств, видов экономической деятельности и обеспечения их безопасности на основе современных научных достижений и передовой практики.
Между тем, жизнь систематически подтверждает, что устойчивое функционирование и развитие социально-трудовых и иных, связанных с ними отношений, невозможно без обеспечения безопасности критически важных объектов инфраструктуры, к которым относятся органы управления всех уровней и основные комплексы экономики страны: топливно-энергетический, промышленный, агропромышленный, научно-технический и т. д.
На сегодняшний день важнейшим профилактическим приемом в предупреждении аварийных ситуаций в условиях любого производства остаются организация и проведение практико-ориентированного обучения работников безопасным методам труда.
Работодатели обязаны объяснять, а работники должны знать и понимать, что сохранение их жизни и здоровья находится в прямой зависимости от каждого члена общества персонально. Именно поэтому обучение остается основной мерой превентивного характера.
 
Каждый работник обязан помнить и думать не только о своей личной безопасности, хотя это является решающим фактором, но и о тех, кто работает рядом и о тех, кто ждет их дома после очередного рабочего дня. Это должно побуждать персонал к системному формированию культуры труда и безусловному выполнения норм и требований безопасности на каждом рабочем месте.
Все еще высокий уровень травматизма и профессиональной заболеваемости в отдельных видах экономической деятельности, усложнение трудовых функций, обусловленных несовершенством отдельных технологических операций, должны выступать побудительным мотивом активизации и дальнейшего совершенствования всех форм и видов обучения, в том числе дистанционного с использованием современных инновационных обучающих технологий.

Повышение общей организационной культуры и профессиональной компетенции работников должно быть сфокусировано на обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работников, способствовать эффективности производства в различных видах экономической деятельности.
 
Основу профессионального образования должны составлять фундаментальные знания. Поскольку сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, поэтому, получив академическое образование, молодые люди смогут стать успешными в любых сферах — и на производстве, и в бизнесе, пройдя дополнительное освоение специальных знаний [12, С. 90-100]. Однако жизнь свидетельствует о том, что в стране сложилась ситуация, при которой реальная экономика стала испытывать острую нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров, особенно технической и технологической направленности.
 
Сегодня российским организациям нужны профессионалы, способные решать прикладные задачи, причем решать осознанно, активно, творчески. В этой связи следует напомнить, что приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 года № 600-ст введен с 1 марта 2017 г. в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004- 2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» [13]. Это будет способствовать модернизации системы профессионального образования и действующих форм повышения их квалификации, в том числе непосредственно на производстве, основанных на подзаконных нормативных правовых актах. Необходимо, чтобы, не теряя своей фундаментальности, профессиональное образование приобрело новое, практическое наполнение.

Именно практико-ориентированное обучение сможет не только объединить в одно целое все уровни профессионального образования, но и приблизить процесс к насущным потребностям реальной экономики.
Организации России уже сегодня способны решать управленческие проблемы в подготовке квалифицированных кадров на основе дальнейшего развития дистанционных технологий.
В сфере управления — использовать компьютерную технику, позволяющую активно вносить корректировки по принимаемым или вырабатываемым решениям не только организационного характера, но и технико-технологической направленности, в оперативном порядке вырабатывать и принимать адекватные решения, исходя из реально сложившейся ситуации.
 
Целевую направленность в системе управления охраной труда придаст утвержденное приказом Минтруда России и зарегистрированное Минюстом России «Типовое положение о системе управления охраной труда». В сфере управления условиями и охраной труда достойное место должны занять организационно-технические мероприятия, включающие выявление, устранение или снижение опасных (вредных) производственных факторов, улучшение условий труда на основе паспортов безопасности и других мероприятий в части приведения их в соответствие современными потребностями производства и происходящими технологическими изменениями, что обусловлено комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, к которым относятся следующие:
— неопределенность надзора для работников и работодателей, отсутствие формализованного перечня критериев или стандартов, которым должны соответствовать условия труда на предприятиях (в организациях) и в соответствии с которыми должна осуществляться проверка;
— неразвитость принципов мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства и механизмов стимулирования к улучшению хозяйствующими субъектами условий труда, дисбаланс системы мер стимулирования к соблюдению трудового законодательства и мер ответственности за его нарушения;
— ограниченность применения в сфере трудовых отношений мер предупредительного и профилактического характера;
— отсутствие в практике планирования и проведения организационно-профилактических мероприятий учета вероятности причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда и ее соотнесения с ресурсоемкостью мер воздействия, соответствующих требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— низкий охват проверочными и предупредительно-профилактическими мероприятиями хозяйствующих субъектов, обусловленный тем, что при действующей модели, имеющаяся государственная служба надзора способна обеспечить проверку лишь около 2% всех подконтрольных организаций.
Согласно документам Международной организации труда необходимый охват проверками инспекции труда подконтрольных субъектов должен быть обеспечен на уровне 15-20%. 
При более низком значении указанного показателя невозможно в должной степени обеспечить соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Целесообразно обратить должное внимание на привлечение к этим проблемам членов трудовых коллективов в рамках внутреннего общественного контроля проводимых мероприятий.
Трудовой кодекс Российской Федерации закрепил ответственность работодателей за обеспечение безопасных условий и охраны труда на всех этапах: при эксплуатации зданий, оборудования, осуществлении технологических процессов, использовании инструментов, технической оснастки и т.п. Работодатель обязан уметь грамотно оценивать вредные условия труда и степень риска повреждения здоровья от воздействия оборудования, отдельных его частей и неудовлетворительных условий труда. Он должен также своевременно информировать работников о реальных условиях труда, возможных отклонений от безопасного выполнения трудовых операций, предоставлять им полагающиеся средства защиты, льготы и компенсации.  Выполнить эти задачи полно и эффективно только на основании проведения специальной оценки условий труда, по нашему мнению, не реально. Надо активно совершенствовать и реализовывать другие эффективные меры управленческого воздействия.
 
Успешной реализации проблемных вопросов, по нашему мнению, могло бы способствовать согласованное действие сторон о создании на общественных началах межотраслевого центра (комплекса) по разработке, обобщению и принятию соответствующих мер разработки и внедрения современных и актуальных организационных и технико-технологических решений, направленных на предупреждение и профилактику возможных проявлений рисковых ситуаций, особенно для организаций с преобладающим числом технологий или работ с повышенной опасностью.

Органам управления сферы охраны и безопасности труда различных уровней следует активизировать организационную, предупредительную и контрольную функции. Действия должностных лиц организаций должны быть сосредоточены на своевременном устранении, а еще лучше, на недопущении, ошибок или нарушений при проведении различных работ, особенно видов деятельности с так называемой повышенной опасностью, а также ответственности должностных лиц и непосредственных участников трудового процесса за безусловное выполнение не только нормативных правовых актов, но и организационных, и технико-технологических мероприятий, в том числе на основе локальных нормативных актов организаций.
 
Сложность и острота проблемы стабилизации экономики и гарантированном обеспечении безопасности работников различных производств и видов экономической деятельности выдвигает перед научным сообществом и органами управления актуальнейшую задачу по решению данных вопросов. В их основу должно быть положено формирование миссии (политики) и институциональных принципов комплексной системы организационного и технико-технологического воздействия, гарантирующих безопасность и охрану труда работников различных производств Российской Федерации, а также мер надзора и общественного контроля в сфере условий и охраны труда.
На достижение этой же цели направлена, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 1028р., Концепция повышения эффективности соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015-2020 годы. Концепция разработана в целях комплексного решения проблем в сфере обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Вопросы трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений распространяются на подавляющее большинство работающего населения нашей страны и неизменно включаются в программные и стратегические документы в качестве приоритетных.
Важным элементом системы взаимодействия работника, работодателя и государства является деятельность федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Опыт работы российских и зарубежных коллективов позволяет утверждать, что предлагаемые меры профилактики достижимы в условиях реального производства при условии их последовательного, настойчивого и систематического осуществления, о чем свидетельствуют публикации в периодических изданиях отечественных и зарубежных ученых и практиков.

Балаковский интернет-центр
Copyright © 2006-2024 ЗАТО - поселок Михайловский
Создание и разрабока сайта: "Балаковский интернет-центр"
Обратная связь с ЗАТО - пос. Михайловский